Кроме того, западные ученые указывают на необходимость

Кроме того, западные ученые указывают на необходимость для работников социальных служб наличия культурологической компетентности, которая представляет собой «сочетание поведения, установок и стратегии, позволяющее индивидам, организациям эффективно работать в условиях межкультурной среды». Другими словами, социальный работник должен обладать «способностью адаптировать практические навыки таким образом, чтобы они соответствовали культурной среде» (48;с.191 С-С).

В США исследователи определяют профессиональную компетентность социальных работников как сочетание различных типов компетентности:

1) концептуальной (научной) компетентности, которая заключается в понимании теоретических основ профессии;

2) инструментальной компетентности (владение базовыми профессиональными навыками);

3) интегративной компетентности (способности сочетать теорию и практику);

4) контекстуальной компетентности (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика);

5) адаптивной компетентности (умения предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовыми к ним);

6) компетентности в межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации) (176, С-С).

Другие американские ученые в качестве компонентов профессиональной компетентности социального работника рассматривают профессиональные знания, навыки и ценности. Перечень составляющих компетентности, разработанный калифорнийским центром обучения социальных работников совместно со специальными факультетами и местными агентствами, включает 72 компонента и служит своеобразным ориентиром, как для построения программ обучения, так и для оценки профессиональной деятельности сотрудников агентств (49, С-С).

Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен обладать следующими умениями:

1) идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2) разработать план, основный на оценке и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4) связывать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых членов общества;

6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply