Кантемир. Личность, литературное творчество. Сатиры

Антиох Дмитриевич Кантемир. Первым ввёл в русскую литературу жанр стихотворной сатиры, выработанной поэтикой классицизма на основе античных образцов, вместе с тем он смог придать своим сатирам неповторимый национальный колорит. Родился он в 1708 году в Константинополе. По семейным преданиям его род шёл от Тамерлана, а фамилия Кантемир произошла от «Хан-Тимур». Его отец, желая освободить Молдавию от Турецкого ига вёл переговоры с Петром I и во время Прутского похода перешёл на его сторону. Поход оказался для русского войска неудачным, и Петру пришлось проявить большую стойкость, чтобы не выдать Турции своих новых союзников. Так трёхлетний Кантемир (будущий писатель) обрёл в России свою вторую родину.

В 1729 году он написал, будучи за границей, свою первую из девяти сатир, «На хулящих учение». Её содержание и художественное оформление свидетельствуют о том, что поэт в новом жанре стихотворной сатиры продолжал развивать те традиции, которые сложились в отечественной сатирической литературе предшествующего времени (17 век). Адрианова-Перетц отмечала правдивость его сатирических произведений, достигавшуюсяобщим замыслом – темой, взятой из действительности, её общественной значимостью и типичностью изображаемого явления. В своих сатирах Кантемир обрушивается на представителей церковной и светской реакции, пытавшихся после смерти Петра вернуть Россию к дореформенным порядкам. Истинное благородство для Кантемира заключается в общественно полезной деятельности.

Сатира обычно открывалась авторским вступлением и завершалась его же заключением. Центральную часть составляли «речевые портреты» или «сцены», «диалоги» героев, но и они сопровождались пояснениями повествователя. Наиболее характерный прием создания образа у Кантемира – самораскрытие персонажа через монолог.

Кантемир использует широкий пласт просторечия, пословиц в своих стихах (что говорит о близости к фольклору). Он нередко прибегает к осложнению синтаксической конструкции, часто использует инверсии, полагая, что такими приёмами он увеличивает художественное воздействие. Писал он свои сатиры силлабическим стихом, хотя несколько упорядочив его ритмику, введя в 13-тисложники постоянное ударение на 5-м и 7-м слогах.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply