С середины 70-х годов прошлого века автоматизация приобретает системный характер

С середины 70-х годов прошлого века автоматизация приобретает системный характер. Поводом к этому послужило изобретение и патентование 1974 году во Франции электронной пластиковой карточки.

К концу 80-х годов в промышленно-развитых странах около 70% семей с доходами более 10 тыс. долларов США имели пластиковые карточки типа MasterCard или Visa. Появление пластиковой карточки заметно изменило технологии обслуживания индивидуальных банковских счетов клиентов, расчеты за товары и услуги.

На начало 70-х годов приходится создание системы электронного перевода финансовых средств. 9 мая 1977 года начала функционировать сеть SWIFT, объединившая на начальном этапе 250 основных европейских и североамериканских банков.

В это же время начинается распространение банкоматов. В 80-х годах более половины банков с активами более 100 млн. долларов США использовали один или несколько банкоматов.

В конце 80-х – начале 90-х годов происходит интернационализация банковской деятельности и формируется международный финансовый рынок. В начале 90-х годов страны Западной Европы вплотную подходят к созданию единого рынка финансовых услуг. Спрос на финансовые услуги опередил возможности банков и в ряде секторов финансового рынка их стали вытеснять фонды, трастовые и инвестиционные компании.

Другой угрозой рынку финансовых услуг стало формирование капиталов в развивающихся странах и нефтедобывающих регионах, что могло привести к утере стратегического контроля на финансовом рынке.

Чтобы успешно конкурировать в этих условиях финансовые структуры промышленно развитых стран осуществили банковскую реформу, одним из ведущих направлений которой стало создание новой системы обслуживания банков, физических и юридических лиц. Новшество основывалось, во-первых, на широком использовании ЭВМ и специальной техники в банковских расчетах; во-вторых, — на замене платежей чеками и наличными деньгами электронными платежами с помощью средств вычислительной техники и телекоммуникационных каналов. Для этого были созданы автоматизированные системы, способные работать в оперативном режиме в реальном времени (режиме on line), обеспечивать обработку информации и составлять основную часть банковских документов.

В 90-е годы были созданы системы, сочетающие управление оперативной деятельностью банка с проведением сложного финансового анализа.

Рассматривая процесс автоматизации банковской системы в целом, в ней выделяют два этапа. До середины 70-х годов прошлого столетия автоматизировались лишь отдельные операции (так называемая «лоскутная» автоматизация), а с конца 70-х годов внедрение электронных технологий приобретает системный характер. Формируется многоуровневая система банковских услуг, включающая:

1. Услуги и технологии, предоставляемые физическим лицам, в т.ч. сотрудникам финансовых учреждений:

  • Снятие наличных средств со счета клиентов через банкоматы.
  • Оплата товаров и услуг с помощью пластиковых карточек.
  • Приобретение товаров через Интернет.
  • Управление счетом клиента по телефону и телекоммуникационным каналам.
  • АРМ служащих финансовой сферы.
  • Технологии проверки купюр на подлинность и их сортировки, отбраковки изношенных и упаковки.

2. Услуги, предоставляемые юридическим лицам:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply