Формирование информационной базы для обоснований инвестиций в охрану ОС.

Заявление о воздействии на ОС готовится для общественности. К нему могут быть также приложены и технические документы.

Заявление охватывает следующие моменты:

- описание деятельности предприятия на данном производственном объекте;

- обоснование важных вопросов ООС в связи с производственной деятельностью;

- краткое изложение цифровой информации о выбросах
ЗВ, об отходах, потреблении воды, сырья, энергии; при необходимости о таких значимых с точки зрения ООС аспектах, как шумовое воздействие;

- прочие факторы, касающиеся ООС на производстве;

- представление экологической программы, экологической политики, СЭМ предприятия для описываемых мест расположения производственных объектов;

- сроки представления следующего заявления о воздействии на ОС;

- имя эколога-аудитора.

В Заявлении о воздействии на ОС следует указывать на значительные с точки зрения ООС изменения, произошедшие со времени предыдущей проверки. В период между проверками фирма обязана составлять ежегодные упрощенные Заявления. Такие Заявления нуждаются в подтверждении только в конце цикла проверки. Не требуется промежуточного Заявления в случае малых и средних предприятий, не оказывающих значительного воздействия на ОС, при соответст­вующем решении аудиторов, а также если со времени подготовки предыдущего Заявления не произошло серьезных изменений в производстве.

После того как ответственная организация объявила действительным Заявление о воздействии на ОС и получила необходимый взнос, а также заверила, что месторасположение производства соответствует всем необходимым предписаниям, оно вносится в реестр и ему присуждается номер. Ответственная организация представляет Комиссии ЕС по мере принятия решений государствами, участвующими в ЕМАS, непосредственно или через соответствующие национальные организации перед завершением каждого года списки предприятий и их обновленные варианты. Действие ЕМАS проиллюстрировано на рис. 11.5.

Таким образом, как и прочие руководящие документы в области экологического менеджмента, схема ЕМАS не содержит численных данных, значений каких-либо параметров, предельных концентраций и т.д. Схема определяет структуру управления природоохранной деятельностью на производстве и место природоохранной деятельности в общей схеме функционирования фирм.

Как говорилось выше, схема ЕМАS стала для многих предприятий первым руководящим документом, определяющим формирование СЭМ. Однако в случае, если пройти процедуру регистрации по ЕМАS пожелает предприятие, расположенное вне ЕС, даже являющееся дочерним предприятием западноевропейской фирмы, возникают определенные трудности. Решением проблемы стало бы использование стандартов и схем экологического менеджмента, действие которых распространяется не только на страны ЕС. Эта проблема решается при организации СЭМ и экологического аудирования в соответствии со стандартами серии ИСО 14000.

В России на сегодня действует стандарт ГОСТ ИСО Р 14010 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы», а также ГОСТ ИСО Р 14011, опреде­ляющий требования к квалификации эколога-аудитора.

Схемы ЕМАS и ИСО 14000 имеют ряд различий, однако в целом для них характерен ряд общих принципов организации. Сравнительный анализ обеих схем приведен в табл. 11.2. В проведении экологического аудита обычно выделяются два этапа.

I этап: подготовка. На этом этапе проводится сбор информации, подбор регламентирующих документов, намечается круг лиц, с которыми будут проведены собеседования.

При посещении территории компании проводится сбор документов, осмотр территории и производственных помещений; аудитор опрашивает сотрудников компании.

II этап: после того как собрана информация и проведен предварительный ее анализ может потребоваться сбор дополнительных данных. На II этапе возможен дополнительный сбор документов, контакты с властями, посещение прилегающих территорий.

Затем составляется аудиторское заключение. Этот документ включает краткие выводы, перечисление проблемных областей, оценку потенциальных расходов и техническое заключение.

В случае благополучного прохождения компанией аудиторской проверки II этап завершается выдачей удостоверения качества.

Основные задачи, решаемые в рамках экологического аудирования:

- изучение состояния управления природоохранной деятельностью на предприятии;

- улучшение взаимодействия предприятий с органами власти и общественностью;

- прогнозирование ситуации при росте производства и выявление скрытых проблем, которые могут потребовать в будущем вложений средств;

- проверка соответствия экологической документации техническим и финансовым документам;

- формирование информационной базы для обоснований инвестиций в охрану ОС.

Экологический аудит рассматривается как завершающая фаза ПЭМ и экспертная проверка качества и достоверности результатов и информационной базы мониторинга.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply