Заповеди семейного воспитания

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые и умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка независимо от их качеств родители должны принять с любовью, ибо только деятель­ная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недос­татки и проявить достоинства.

2. Никогда не приказывайте по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Из­водить малыша по пустякам — значит отуплять ребенка: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. И в то же время нельзя пройти мимо этого проступка, ибо ребенок не сможет вырабо­тать у себя понимание цены проступков, их последствий. Ребенку по­лезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли школьно­го возраста, следует включать их в обсуждение семейных дел. Посте­пенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей — самый решающий фак­тор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бур­ные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем родители.

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте, вы­зывайте детей на разговор; о вашей работе, о домашних делах и сче­тах, о предстоящем отпуске и так далее, спорьте, но уважительно, со­храняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами. Радуйтесь, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья — первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни.

6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Реклама — этот бич — осаждает нас. В результате родители разучиваются отказы­вать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки — их надо зарабатывать.

7. Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к подражанию, — единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.

8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудно­сти, все делайте сообща. Семья — частная республика. Дети — члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общи­ми. Обязанности в семье надо распределить. Мать должна быть орга­низатором семейного дела, руководителем его, а не слугой.

В ваших глазах и в глазах детей должен быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходи­лись к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны по­нимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply