ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

В последнее время происходит заметное смещение ценнос­тных установок и ориентации молодого поколения, что позволя­ет говорить и об изменениях, характерных для системы ценнос­тей всего общества, так как мнение молодежи всегда считалось барометром общественного мнения в целом.

Социологические исследования выявили заметную тенден­цию приоритетного восприятия молодыми людьми индивидуаль­ных ценностей перед общественными. Перемены, происходящие сегодня: во всех сферах нашей жизни (экономике, политике, духовной сфере) ведут к тому, что индивидуализм становится типичной, если не доминирующей чертой молодого поколения. Сегодня лишь 7% респондентов подвержены коллективистским установкам и считают непременным условием жить так, как живут все. По новому воспринимается респондентами проблема ценности личности. Личность важна настолько, насколько она сумела реализовать себя в рамках индивидуалистической систе­мы ценностей. Полезность личности для общества, как неотъем­лемый элемент коллективистской системы ценностей, все мень­ше и меньше значит для сегодняшних студентов.

Таблица 1

Профиль обучения

Ценность человека определяется его пользой для об­щества (%)

Ценность человека определяется тем, насколько он реа­лизовал себя (%)

естественно-научный

30

45

технический-

36

39

гуманитарный

32

49

социально-экономи­

ческий

23

67

В ЦЕЛОМ:

32

47

Как видно из таблицы, студенты социально-экономическо­го профиля обучения демонстрируют более явное восприятие ценности личности в рамках индивидуалистической системы ценностей. Это объясняется спецификой их подготовки, боль­шей включенностью в общественные и экономические процес­сы, или, по крайней мере, большей степенью осведомленности в вопросах политики и экономики.

Однако, проявления индивидуалистической психологии, резкое усиление личностной доминанты в общей структуре ценностей молодых людей носит проблемный характер. Индиви­дуализм сегодняшних студентов — это не тот рациональный индивидуализм, который лежит в основе ценностных систем развитых западных обществ. Индивидуализм, свойственный нашим респондентам — это незрелое, спонтанное стремление уйти от насаждавшейся коллективистской идеологии. Поэтому индивидуалистические тенденции часто проявляются в крайних формах и сопровождаются полным уходом от общественных ценностей.

Еще одной характерной и неутешительной чертой нынеш­него студенчества является слабая заинтересованность в вопро­сах политики, апатия и неверие в эффективность политических преобразований. В этом уходе от политики, в отстраненности от общественных проблем можно увидеть стремление убежать от коллективистской идеологии. На практике это иллюстрируют результаты лонгитюдных исследований, проводившихся в апре­ле 1993 г. и накануне выборов в декабре 1993 г.

Исследования выявили две противоречивые тенденции в сознании молодежи. Первая тенденция заключается в том, что еще достаточно живучи элементы патерналистского законопос­лушного мышления — инертного, необдуманного одобрения всего предлагаемого «сверху», унаследованного от прижившей­ся практики голосования прошлых лет. 17% опрошенных собирались голосовать за проект Конституции, не прочитав его даже выборочно.

Вторая тенденция содержит ориентацию сознания на сис­тему индивидуалистических ценностей зарождающегося общес­тва с рыночной экономикой. Респонденты в большей степени положительно относятся к тем пунктам, которые определяют право частной собственности в том числе и на землю (97% — за, 3% — против). Однако вопрос об отсутствии в Конституции гарантированного права на труд разделил респондентов на два лагеря: 38% поддержали это новшество и столько же студентов высказывались против него. Это свидетельствует о том, что у достаточно большой группы молодых людей нет уверенности в том, что они смогут в полной мере сориентироваться и найти свое место в грядущем рынке.

Еще большую озабоченность студенчества вызывают во­просы, связанные с построением демократического общества, а именно положение проекта Конституции о праве Президента распускать Государственную Думу. За этот пункт высказались 24% и против — 45%. Отношение к балансу полномочий законодательной и исполнительной властей, вероятнее всего, определялось опытом октябрьских событий прошедшего года.

Критическое восприятие политических событий проявля­ется в том, что молодые респонденты не дают категоричных положительных оценок. Преобладает нейтральное, во многих случаях и безразличное отношение к людям и событиям. Так, на вопрос, требующий определить свое отношение к наиболее известным политическим лидерам по пятибалльной шкале, респонденты отвечали преимущественно: «отношусь нейтраль­но» или «отношусь с антипатией».

Такая сдержанность в оценке может быть обусловлена тем, что студенчество чувствует неудовлетворенность ходом приво­дящихся преобразований, и прежде всего, видит потребность для страны в лидерах, компетентных в вопросах экономики и правового обеспечения реформ. Приведенная ниже таблица 2 показывает, каким опытом, по мнению молодых респондентов, преимущественно должно обладать руководство страны, для того чтобы проводимые преобразования имели успех.

Таблица 2

Должны иметь

Прези­

Члены

Депу­

опыт деятель­

дент

Ранг

прави­

Ранг

таты

Ранг

ности

(%)

тельства

(%)

хозяйственный

32

I

35

III

34

V

научный

6

V

29

V

35

IV

журналистский

10

IV

12

VI

37

III

юридический

29

II

35

III

35

IV

военный

11

III

30

IV

35

IV

коммерческий

5

IV

55

I

39

II

банковский

3

VII

54

II

43

I

Потребность видеть во главе страны компетентных эконо­мистов и юристов объясняет популярность в студенческой среде

такого политического объединения как блок Явлинского-Болды- рева-Лукина. 32% опрошенных намеревались голосовать за этот блок (для сравнения: 27 — за «Выбор России», 18% — за «Женщины России», 9% — за Движение Демократических Реформ и т.д.). Явлинский, создавший устойчивый имидж политика-интеллектуала, отдающего предпочтение цивилизо­ванным методам политической борьбы и проведения преобразо­ваний, заметно импонирует молодым респондентам. В этом иркутские студенты не особенно отличаются от студентов московских вузов: большое число голосов студентов МГУ на декабрьских выборах получило «Яблоко». «ЛДПР популярна в московских вузах у физиков, социологов, журналистов, геоло­гов, химиков; партия Травкина — у историков, а к Явлинскому хорошо относятся везде»1.

Сдержанность в оценках и неуверенность проявляют сту­денты в своих прогнозах на будущее. Практика показывает, что сегодня общество не застраховано ни от каких неожиданных событий, что и вселяет неуверенность. Последний год был настолько насыщен различными политическими событиями, что это не могло не отразиться на ответах наших респондентов. В апреле прошлого года 39% считали, что в России будет в ближайшее время наблюдаться политический хаос и безвлас­тие, 1 / 3 часть респондентов признавала возможность диктату­ры, а 1/5 — ожидала противоборства демократической и авторитарной оппозиций. В декабре оптимистов было больше, и респонденты, согласно их прогнозам о стабилизации политичес­кой жизни, разделились на два примерно равных лагеря.

Таблица 3

Политическая жизнь

Студенты (%)

Население в целом (%)

Стабилизируется

7

20

Скорее стабилизируется, чем

не стабилизируется

33

19

Скорее не стабилизируется, чем

стабилизируется

13

13

Не стабилизируется

30

29

Затрудняюсь ответить

17

17

1 Попов И.Бодлер, «хвосты», преферанс и любовь // Аргументы и факты. — 1994. — № 4.

Кризис власти, имевший место в течение прошлого года и длившийся в конфликт в октябре, дает респондентам надежду /мать, что пик нестабильности позади, и за этим неминуемо >лжны следовать хоть небольшие положительные сдвиги, риведенная выше таблица 3 также показывает, что в лагере ттимистов, среди полностью уверенных, что политическая изнь стабилизируется, молодежи гораздо меньше (7%). Сту- >нты и учащиеся предпочли дать более осторожный прогноз, го говорит и о большей доле скептицизма в отношении олитических преобразований.

Нестабильность политической жизни, невозможность для олодого человека предопределить дальнейший ход событий едет к тому, что студенчество теряет интерес к происходящему, тремительно падает общественная активность: сегодня вряд ли ожно найти студентов в списках политических партий и бщественных движений, растет аполитичность, свой граждан- кий долг участия в голосовании осознает лишь треть наших еспондентов. Наблюдается коренное изменение системы цен- остей, происходит смещение интересов к узкобытовой сфере, ревалирующими становятся индивидуалистические и прагма ические установки.

Поскольку общество находится в процессе становления овых экономических отношений, общественное сознание нахоится в маргинальном состоянии. Сегодня уже достаточно остро азрела необходимость пересмотреть отношение к проблемам (ндивидуализма, но соответствующее новым условиям соотноление коллективного и индивидуального в сознании еще не ■пределено. Отстраненность и слабый интерес к политике также •бусловлен переходным состоянием сознания. Бытовавшее мноие годы пассивное одобрение, пройдя период отстраненности, должно преобразоваться в разумное и осмысленное отношение : политическим процессам в обществе.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply