ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

19 и 20 века прошли в науке под знаком абсолютного превосходства и при­знания в качестве единственно верной теории ирохресса в различных ее модифика­циях. И это не случайно.

В конце 18 века ученые пытались разрешить две проблемы: 1) как организо­вать разнообразие мира, внести порядок в мироздание; 2) как объяснить нецикли­ческие общественные процессы и чувство необратимости хода развития. Ответ ро­дился через синтезирование проблематики: общество, находящееся на разных сту­пенях эволюции (этим и объясняется их непохожесть).

Гак явилась на свет фантасмагория линейного прогресса, имевшая чудовищ­ные следствия. Этика, мораль, допускающие и оправдывающие все, что способст­вует развитию: предательство, войны, революции, геноцид; марксизм сталинского толка, как мораль в ее абсолютном выражении. На другом полюсе прогрессизма — американское культуртреггерство, клонирующее Штаты, признающее развитие только по своему образу и подобию. Хота многие ученые и деятели культуры зна­ют и понимают: с капитализмом что-то не получилось, или, как говорит Т.Шанин, «у нас все капитально не в порядке».

Ошибки традиционных (пр01рсссистских) представлений, повлиявшие и влияющие на юридическую науку:

1)       случайность — второстепенный фактор;

2)           микрофлуктации на нижних уровнях бытия не влияют на наш мир;

3)               деятельность каждого отдельного человека несущественна для макросо- циальных процессов;

4)          неравномерность и неустойчивость должны быть преодолены;

5)         прошлое имеет лишь историческое значение;

6)          возвраты имеют новую основу;

7)         развитие лишено альтернатив;

8)         мир железно связан причинами и следствиями;

9)           процессы бурного роста идут по экспоненте;

10)       управление однозначно и линейно.

Новое синерг этическое мировоззрение заставляет иначе смотреть на эти во­просы:

1)       необходима коэволюция природы и человека;

2)          сложнообразованным системам нельзя навязывать пути развития;

3)                проблема управляемою развития превращается в проблему самоуправ­ляемого развития;

4)                в условиях неустойчивости социальной среды действия каждого отдель­ного человека могут влиять на макропроцессы;

5)        для сложных систем существуют несколько путей развития;

6)          настоящее системы определяется и прошлым, и будущим;

7)          целое не есть сумма частей, оно качественно иное;

8)         эффективны резонансные воздействия на сложные системы;

9)         лавинообразные процессы имеют синергетическую природу.

Бее это позволяет определить методологию не как науку о методах, а как целостное мировоззрение, кредо; как процесс выявления и формулирования общих убеждений, а также их привитие.

Значит, система правовых идей является производной от культуры общества, и в то же время именно идеи правят миром, в том числе в сфере права.

Положив в основание теории синергетическую картину мира, мы с неизбеж­ностью становимся на сторону юристов — неиозитивисгов, либертистов.

Кроме того, как следствия из вышесказанного мы можем утверждать: правовое сознание не коррелирует с многими элементами права и российски­ми проблемами; усиление центра, даже за счет авторитарных тенденций, предпочтительнее олигархического правления; затянувшийся кризис являет­ся, главным образом, кризисом власти и управления; типология государства надуманна и лишена эвристического смысла; правление, устройство и режим — самостоятельные ипостаси государства; Россия может быть одновременно унитарным и демократическим государством; позитивные тенденции в разви­тии России связаны с усилением федерального центра и местного самоуправ­ления за счет размывания властных полномочий субъектов федерации; про­чтение права как формы выражения социального регулирования предполагает множественность подходов к его изучению; в системе права основой являют­ся как объективные, так и субъективные факторы; среди различных точек зрения о соотношении государства и права, правильной является — принадле­жащая Людвигу Гумиловичу: в ходе эволюции право начинает выступать против государства в виде правовой идеи; законотворчество не тождественно правотворчеству, закон не тождественен праву, а критерием правового закона является правовой идеал; законность • правовой режим, при котором норма­тивные предписания осуществляются всеми участниками правовых отноше­ний, но, в первую очередь, государством; юридическая ответственность — пра­вовое отношение; реализация права — процесс, а не конечный результат; пра­вотворчество — не организационно оформленная деятельность государства, а процесс познания и оценки правовых потребностей и общества, и государст­ва, формирования и принятия правовых актов.

На наш взгляд, перспективность разработки методологии на основе синергетического мировидения несомненна.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply