Степень легитимности власти

Среди других факторов, снижающих легитимность власти, можно отметить:

1)    ценностный диссонанс (для традиционной и Идеологической легитимности):

• различие декларируемых и реально воплощаемых властью ценностей;

• различие ценностных ориентации (в том числе менталитета) основной массы граждан и власти;

2)    снижение легитимности правящей элиты (для персональной легитимности):

• нарушение моральных норм представителями власти (по мнению Т. Гоббса, “репутация власти есть сама власть”;

• кризис правящей группы (как заметил Аристотель, “распри среди знатных приходится расхлебывать всему государству”);

• перенос недовольства лицом на представляемый им властный институт (примером может служить влияние скандалов вокруг личной жизни представителей британской королевской семьи на восприятие монархии гражданами Великобритании).

3)    отчуждение граждан от власти, отсутствие возможности выразить свои интересы;

4)    неэффективность власти, невыполнение ею своих обязанностей;

5)    активизация противостояния и противодействия открытой и латентной оппозиции.

Степень легитимности определяется отношением граждан к власти. Но это не означает, что последней остается только пассивно созерцать, как растет или падает ее авторитет. Безусловно, в политическом процессе властные структуры стремятся сделать все, чтобы их господство было признанным большинством населения. Такую “технологическую” точку зрения выразил С.М. Липсет. По его мнению, легитимность — “способность системы создать и поддержать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества” Из данного тезиса вытекает одна из основных технологий самолегитимизации — создание с помощью пропаганды представления о соответствии реальности и ожиданий людей. Данный способ весьма широко использовался в современной России в отношении укрепления влияния СМИ в общественном сознании и практике как четвертой власти. В условиях монополизации информационных потоков гражданам приходилось воспринимать их содержание, а нередко признавать предлагаемые ценности, цели, оценки. Кроме пропагандистского воздействия важное значение имеет политическое воспитание в обществе, социально-психологическое воздействие.

Если обратиться к истории, то можно заметить, что еще одним средством повышения легитимности становится привлечение граждан к участию в политическом процессе, например, через голосование или “наказы” депутатам. Вполне понятно, что если существует мнение о том, что решение власти является в определенной степени и “моим”, то создается образ власти как учитывающей интересы людей, а выполнение такого решения будет опираться на иную мотивацию, чем в случае прямого навязывания воли властвующего. При этом речь может идти не столько о реальном объеме предоставляемой власти, сколько о создании у различных социальных групп субъективного представления о своей политической значимости.

Фактором, в значительной степени влияющим на политические отношения, являются особенности восприятия власти массовым сознанием. При этом надо учитывать различные “измерения” такого отношения:

• восприятие конкретных лиц и органов власти, их действий;

• глубинное восприятие власти как социального института.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply